Рано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника или умницу, следует в первую очередь обратить внимание на занятия по развитию речи.
Итак, что нужно знать родителям, желающим заниматься развитием речи своего ребенка с самого его рождения? Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение.
Оно должно быть тихим, но внятным. Современная практика заменять живое пение «фонограммами» классической или другой музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие «концерты» иногда ребенка просто «оглушают». О развитии речи и в целом о развитии в этом случае говорить не приходится. Помимо пения, конечно же, необходимо как можно больше просто разговаривать с малышом буквально с самого его рождения.
Обязательно всегда откликайтесь на плач ребенка. Помимо сигнала о дискомфорте крик или плач — это еще и призыв к общению, ведь кроме пищевого голода бывает еще и сенсорный, и именно из-за него малыши из домов ребенка часто отстают в развитии от благополучных ровесников. Все действия — переодевание, кормление, купание, некоторые домашние дела — сопровождайте комментариями, подобием беседы. Например: «Сейчас посмотрим, что тебе там не нравится, почему ты плачешь».
Очень важно, чтобы малыш видел вашу мимику, а точнее артикуляцию, это правило остается в силе на протяжении всего периода освоения речи и занятий по ее развитию. Именно это поможет в дальнейшем ребенку быстрее исвоить произнесение тех или иных звуков.
Голосовое упражнение на подражание
Пока еще невозможно научить малыша подражать тем звукам, которые есть в нашей (взрослой) речи, можно научить его повторять за собой то, что уже умеет произносить он сам. «Ба-ба-ба», — лепечет малыш, и вы подхватывайте эти слоги. После некоторой паузы вы можете услышать их снова из уст ребенка.
лучшее время для такой игры — примерно спустя час после того, как малыш проснулся. Обязательное условие — его хорошее настроение.
помните, что когда вы произносите звуки, которые нужно повторить, малышу должно быть хорошо видно вашу артикуляцию.
начинайте с простого. Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: «а-а-а», «у-у-у». Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился «переключать» движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам и комбинациям их.
не перегружайте свою речь во время «уроков подражания»: «Сашенька, а ну-ка, скажи «а-а-а»…». Лишние слова лишь «затеняют» звук, повторения которого вы хотите добиться.
Сначала малышу будет непросто повторять за вами звуки или слоги — даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и впоследствии он сможет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было.
Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать стимулировать тактильные ощущения его кистей рук (пальчиковые игры). Самое легкое упражнение — легкие круговые поглаживания ладони по часовой стрелке. Эта тактильная стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.
И конечно, самыми важными для развития речи движениями являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата младенца происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, сосет грудь и жуёт. Кстати, замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже «искусственников», а те малыши, которых своевременно приобщили к твердой пище, говорят намного чётче сверстников, которых долго кормили протертой пищей и жидкими кашками. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата.
Упражнения для занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.
Звукоподражание и артикуляционная гимнастика
Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.
Игры, развивающие речевое дыхание
Как уже упоминалось, очень полезно дуть — тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т. п.). Например, если малыш уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: «Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?». Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.
Помимо упражнений на голосовое подражание и стимуляции мелкой моторики, в методиках раннего развития речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового восприятия, памяти, развитию речевого аппарата ребенка.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке — без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.
— Где позвонили?
Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.
— Узнай по слуху
Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.
Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен «образовательным», а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.
В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:
говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки;
не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
игра — основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.
не переходите на «детский язык» (не «сюсюкайте») сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь — образец для подражания.
Источник cтатьи:
rebenok.com