Несомненно, что все мы, родители, жаждем, чтобы наш ребенок получил все лучшее. Мечтаем, чтобы маленький человечек стал всесторонне развитым, живым, активным и в то же время «самым умным», чтобы его интеллектуальные и творческие способности получили возможность гармоничного развития.
Руководствуясь таким похвальным желанием, родители начинают поиски подходящей развивающей методики, благодаря которой можно вырастить именно «самого-самого». Современная педагогическая и обучающая среда предоставляет большой выбор методик. Это развивающая методика Монтессори, система Домана, методика Масару Ибуки. Последняя известна утверждением: «После 3-х уже поздно».
Есть системы воспитания, которые разработаны, так сказать, на родной почве: методики Никитиных, Тюленева, Зайцевых, Кирюшина, Виноградовой и многие другие, получившие мировое и отечественное признание.
КАК ЖЕ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР?
Надо осознать очень простую вещь — нет методики идеальной. Любая из них имеет свои сильные стороны и свои минусы, будь то популярная в настоящий момент методика Монтессори или любая другая. Помните, что в вашем выборе ни в коем случае нельзя отталкиваться от своих субъективных ощущений. Тем более не стоит руководствоваться личными амбициями и желанием воспитать гения. Думать нужно о ребенке и его психологических особенностях.
ДЕТИ-ДРУГИЕ
Мария Монтессори написала в свое время труд, который называется «Дети — другие». Это должно стать ключевой фразой, которой вы будете руководствоваться при выборе методики развития для вашего малыша. «Другой» — это значит, что все существо ребенка, его психика, его организм устроены иначе.
Выбирая методику Монтессори, Зайцевых, Спока или какую-либо другую, показавшуюся вам привлекательной, необходимо прежде всего хорошо разузнать не только о ее положительных сторонах, но также и об отрицательных. Посмотрим под этим углом на известную методику Монтессори.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ
Эта методика прежде всего тренирует логическое мышление, укрепляет память, развивает речь, моторику. Очень большое внимание в системе Монтессори уделяется формированию умения общаться в группе, в коллективе, поэтому акцент делается на коллективную деятельность и игры.
Базовый компонент, на котором построена методика Монтессори – особая «Монтессори-среда». В этой среде у каждого предмета есть своя определенная функция. Задача Монтессори-среды — функционировать как развивающее пространство, в ней отсутствуют случайные предметы и элементы.
Методика Монтессори упраздняет такой элемент, как парта. Парты заменены небольшими столами и ковриками. Малыш сам перемещает свое рабочее место в удобное ему на данный момент пространство. Много внимания в методике уделяется самостоятельности и развитию навыков самообслуживания.
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ
Основной принцип данного подхода — это свобода, он подразумевает конкретно свободу развития. Не удивительно, что эта методика была запрещена Муссолини, Гитлером, Сталиным. Но не стоит понимать свободу как вседозволенность и бесконтрольность.
Свобода по Монтессори — это свобода развития, уважение индивидуальности. При этом слово «порядок» занимает также ключевое место в методике Монтессори. Порядок должен быть в окружающей ребенка среде: книги должны стоять на полках, игрушки лежать в ящике, одежда висеть в шкафу. Предметы должны соответствовать своему назначению: на стуле сидят, в кровати спят, из чашки пьют. Порядок во временных отношениях, во взаимоотношениях со старшими.
Порядок внешний гарантирует порядок внутренний. Маленького человека учат, что он может заниматься, чем он хочет, в удобном ему ритме, но при этом он не должен мешать другим.
Однако, наряду с положительными сторонами методики Монтессори, у нее есть и минусы, о которых, конечно, нужно знать родителям, собирающимся отдать ребенка на обучение по этой системе.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ
Главный минус, пожалуй, это то, что при акценте на развитие функций левого полушария мозга, то есть логики, аналитического мышления, моторики, очень мало внимания уделено правому полушарию и его функциям. А ведь это и творческое развитие, и становление образного мышления. Не признает методика действенности и полезности творческих игр.
Монтессори-среда обращена к интеллектуальной деятельности, но ограничивает спонтанность. Проще говоря, таких игр, как пятнашки или прятки не предполагается. Но без спонтанных и ролевых игр, как, например, дочки-матери, начинает отставать эмоциональное развитие ребенка, а интеллектуальное развитие не сможет проявиться в полной мере.
Совершенно не оценено методикой Монтессори художественное творчество, такое, например, как рисование. Некоторые педагоги, исповедующие методику Монтессори, говорят о проявлении хаотичности духовного состояния в детских каракулях.
В чтении литературы система Монтессори усматривает одну лишь прагматическую функцию. При этом образность литературных произведений, их важность в раскрытии внутреннего мира личности, их воспитательная роль остаются за пределами круга задач воспитания по Монтессори. В связи с этим напрашивается вывод – метод Монтессори эффективен лишь при взвешенном к нему подходе.
Рекомендация всем родителям, решающим такую нелегкую задачу, как сделать воспитание и развитие своих детей наиболее полезным для них, а также интересным и комфортным – посоветуйтесь прежде всего со специалистами, педагогами, психологами. Найдите как можно больше информации по тем методикам, на которых вы остановили свой выбор. И еще одно. Обязательно проверяйте детские сады, группы, курсы на наличие у них грамотных и квалифицированных педагогов. Только тогда вы сможете дать лучшее воспитание своим детям.
Источник cтатьи:
my-baby.kz