Советский ребенок мог обходиться набором кубиков, неваляшкой и мячиком. Но в большинстве случаев такой подход был вызван не столько позицией родителей, сколько дефицитом магазинов и невозможностью расширения ассортимента игрушек. Перед современным ребенком открывается невероятный, огромный мир игрушек, разнообразие которого сложно вообразить. Даже если родители сдержанны в покупке новых плюшевых друзей, конструктором, машинок или кукол для своего чада, родственники и друзья всегда готовы прийти на помощь и заполнить детскую комнату «под завязку». Именно поэтому в комнате ребенка важно организовать не просто систематизированное, но и удобное для маленького хозяина хранение игрушек. Детскую комнату в большинстве российских квартир редко можно назвать просторным помещением, и правильная организация всех функциональных сегментов необходима для составления эргономичной, удобной в эксплуатации и уходе обстановке.
В условиях жесткой экономии пространства в ход идут различные дизайнерские приемы – от встраиваемых систем хранения до использования выдвижных конструкций под кроватями. Ящики-сундуки, пуфики с пространством для хранения, мобильные боксы на колесиках – все эти приспособления могут помочь не только организовать систематизированное хранение игрушек и спортивного инвентаря в детской комнате, но и совместно с ребенком проявить свои дизайнерские способности.
Правильное хранение: эргономичность, систематизация, удобство и эстетика
Для того чтобы в сотый раз не наступать на мелкие детали конструктора, чтобы бесконечные кубики не расползались по всему дому, а пазлы были надежно скрыты в своих коробках, родителям приходится прилагать немало усилий. Но давайте сначала определимся с возрастом ребенка, ведь от этого во многом зависит, сможет ли он сам поддерживать порядок в своей комнате:
- ребенку до 1 года, как правило, игрушки выдают родители, чаще всего их немного и они помещаются в пределах манежа, игрового столика или коврика. Для такого количества достаточно одного бокса (пластикового, деревянного, тканевого на жестком каркасе или плетеного). Такая коробка может быть оснащена колесиками, крышкой – для удобства пользования и упрощения процесса поддержания порядка;самый тяжелый с точки зрения масштабности заселения детской комнаты игрушками возраст примерно с 1.5-2-х лет и до 5.5- 6. В этот период игры являются основным источником получения информации, познания окружающего мира и своих способностей. Игрушек много, они разные по размеру, функциям, и выбору способа хранения. Поэтому систем хранения должно быть несколько или одна большая, но состоящая из нескольких блоков. Такой подход связан не только с количеством, но и тем фактом, что в раннем возрасте игрушки достаточно быстро надоедают ребенку (играть с одной машинкой больше получаса ваше чадо едва ли будет), поэтому часть предметов для игр лучше убирать на верхние полки. Вернувшиеся с антресолей куклы или машинки будут восприниматься как новые, а ежедневный поток игрушек не будет масштабным – несколько предметов убрать сможет и сам ребенок;
- с 6 до 10 (все индивидуально, некоторые дети продолжают активно играть и после нескольких лет обучения в школе) количество игрушек уменьшается, ребенок может сам убирать все предметы для игр даже на верхние полки и часто просто не позволяет родителям наводить порядок в его комнате. Некоторые системы хранения освобождаются от игрушек и занимаются книгами, спортивным инвентарем, настольными играми;
- после 10 лет в комнате ребенка чаще всего остаются лишь игрушки, которые являются предметами коллекционирования или действительно «взрослые» игры. Но для их хранения обычно хватает и пары открытых полок или одного ящика в шкафу.
Выбирая системы хранения для детской комнаты важно учесть следующие критерии:
- экологическая безопасность для человека и окружающей среды;
- безопасность с точки зрения эксплуатации без травм – чем младше ребенок, тем проще должна быть конструкция (никаких стеклянных или зеркальных вставок в дверцах шкафов в комнате малыша, чем меньше фурнитуры – тем лучше);
- простота в уходе – следов от липких пальцев, сока, пластилина и карандашей избежать будет сложно, поэтому лучше изначально учесть возможность быстрого и простого очищения поверхностей;
- система хранения должна стилистически вписываться в общую канву оформления комнаты;
- если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы говорить о своих предпочтениях, то выбор любых предметов интерьера для его комнаты лучше делать совместно с ним.
Варианты исполнения систем хранения для игрушек
Один из наиболее простых и универсальных способов создания систем хранения – использование открытых полок. Они не занимают много места с точки зрения использования полезного пространства помещения, нужна лишь свободная стена или ее часть. Преимущество открытых полок в том, что все игрушки будут на виду у ребенка и взять их он сможет сам. К недостаткам можно отнести скорее эксплуатационные особенности – стирать пыль с открытых поверхностей полок родителям придется в разы чаще.
Для того чтобы систематизировать хранение игрушек и деталей к ним, вам понадобятся контейнеры. Ассортимент современных магазинов поражает выбором – найти свой оптимальный по стоимости, дизайну и цветовому решению вариант сможет каждый родитель. Тканевые и плетеные, пластиковые и деревянные – контейнеры (практически все можно маркировать) помогут вам рассортировать игрушки, и навести порядок в комнате. На самом деле, дети обожают сортировку, перекладывание мелких игрушек или элементов конструкций по своим «домикам» может стать отличной игрой, а не нудной обязанность по наведению порядка.
Немного усложнив конструкцию открытых полок и собрав все элементы вместе, мы получаем стеллаж. Преимущество такой мебели в простоте сборки готового решения, компактности по глубине и вместительности, учитывая высоту конструкции. Еще один плюс использования стеллажей в том, что вместо игрушек на его полках со временем будут появляться книги, настольные игры и различные канцелярские принадлежности. А значит, приобретать новые системы хранения для уже подросшего ребенка (школьника) не нужно будет.
Стеллажи могут состоять как из обычных открытых полок, так и представлять собой набор ячеек, в которые можно просто помещать игрушки или вставлять контейнеры. Такой стеллаж может крепиться прямо к стене, в случае, если не имеет общей задней стенки. Габариты стеллажа зависят от возможностей комнаты, количества игрушек, которые будут там храниться и общего характера оформления интерьера. Чаще всего для исполнения массивных стеллажей используется белый цвет – он не утяжеляет образ помещения даже в случае с массивным сооружением. К тому же, ярких красок в комнате будет предостаточно, ведь игрушки будут размещаться на открытых полках.
Используя встроенные стеллажи можно не только не беспокоиться о креплении конструкции к стене, но и экономить полезное пространство детской комнаты, что немаловажно в условиях малогабаритных жилищ. Чаще всего подобные стеллажи имеют в нижней части закрытые боксы с распашными дверцами, а вся верхняя часть представлена открытыми полками с различной или одинаковой высотой. Все зависит от размеров игрушек, которые будут располагаться на полках.
Невысокие открытые боксы-стеллажи с ячейками – отличный способ хранения игрушек в комнате малыша. Конструкция не имеет дверей, а значит, прищемить пальцы ваш кроха не сможет – полное отсутствие фурнитуры и отличная устойчивость модуля обеспечивает высокую степень безопасности. Ребенок сам сможет доставать игрушки, ведь модель невысокая. При этом удастся производить некоторую сортировку игрушек по ячейкам в зависимости от размера, характера производимых манипуляций или любого другого признака, который понравится маленькому хозяину комнаты.
Оригинальный и при этом практичный с точки зрения эксплуатации предмет мебели в детской комнате – шкаф с большими отверстиями в дверцах. Даже у маленького ребенка не возникнет проблем с открыванием таких дверей, через большие отверстия отлично видно на какой именно полке стоит нужная игрушка. Подобная модель становится не только системой хранения, но и оригинальным элементом интерьера детской комнаты.
Сундуки, ящики и коробы различной модификации могут быть как единственными (в комнате малышей с небольшим количеством игрушек), так и дополнительными системами хранения. Удобство подобных конструкций в том, что они мобильны – всегда можно убрать сундук к стене, чтобы увеличить свободную площадь для игр. Часто такие коробы с крышками оснащены колесиками, чтобы даже ребенок мог осуществлять нехитрую перестановку. Еще одно преимущество сундуков в том, что их можно использовать в качестве место для сидения, если положить на крышку мягкую подложку. Но и недостатки у подобных систем хранения имеются – систематизировать хранение, скорее всего не получится, внутри все игрушки будут лежать валом.
Компактным вариантом сундука является пуф с пространством для хранения. Много игрушек в его полость не поместится, но зато он легко перемещается по комнате при помощи колесиков и может служить местом для посадки гостей ребенка. В качестве дополнительной системы хранения подходит даже для комнат среднего и малого размера.
В условиях жесткой экономии полезного пространства любая возможность организации систем хранения дорога. В особенности, ели в комнате проживает не один ребенок. Пространство под кроватью не может пустовать. Будут ли системами хранения под кроватью обычные контейнеры или ящики на колесиках, а может, сама конструкция спального места будет предполагать выдвижные блоки – в любом случае, в рациональности этого решения сомневаться не приходится.
И напоследок. Если пространство детской комнаты позволяет, то оптимальный вариант создания систем хранения для игрушек – использование различных модификаций. Выдвижные ящики под кроватью, стеллаж с открытыми полками и ячейками для систематизации игрушек, короб или сундук у изножья спального места, мобильный пуф с пространством для хранения – все эти приспособления помогут не только распределить всю коллекцию игрушек, но и приучить ребенка к самостоятельному наведению порядка.